Рисунок на холсте должен помочь вести работу красками, а не мешать ей. Это означает, что в рисунке, вопервых, точно намечается место каждой формы, передаются пропорции и характер модели

Живопись акварелью

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Тема второго занятия -
живопись мазком.
Мы приступаем непосредственно к технике работы акварелью. Акварель - техника сложная. Наш курс не предполагает освоения этой техники в совершенстве. Мы только познакомимся в первом приближении с особенностями работы акварелью, попробуем почувствовать ее специфику.

Сделаем постановку из двух - трех предметов и драпировки (куска ткани). На листе плотной бумаги 45х60 см выполним два одинаковых рисунка натюрморта. В одной половине мы выполним одноцветную живопись или гризайль. Это можно сделать черной или темной коричневой краской. Гризайль поможет освоить технику, не отвлекаясь на подбор цвета и позволит выяснить, как поведут себя краски по мере высыхания. Обычно акварель, высыхая, светлеет примерно на одну треть первоначального (сырого) тона. Символическая тенденция в абстрактном искусстве
Во второй половине листа выполним полноцветную живопись. В полноцветной живописи черную краску не используйте - ищите адекватную замену, смешивая цветные краски. Всегда обращайте внимание на теплоту цвета - особенно в предметах нейтральной окраски.

Мазком мы будем называть однородное по тону и цвету пятно размером не больше чем две величины волосяной части кисти.
При работе над заданием будем соблюдать некоторые ограничения.
1. Мазок не должен быть сухим - в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полос незакрашенной бумаги. Но, если на кисти слишком много воды, краска стекает вниз по бумаге ручейками. Краска должна ложиться прозрачно даже в самых темных местах, бумага должна просвечивать сквозь краску.
2. Пока мазок не высох, мы не кладем мазков рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.
3. Мазок после того как его положили нелья перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Постарайтесь найти как можно больше цветовых оттенков - пусть у Вас не будет двух одинаковых мазков.
4. Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта. Фресковая живопись Краткий исторический обзор История не дает нам точных сведений о том, когда впервые началось применение извести в качестве связующего вещества живописных красок. Надо предполагать, однако, что уже в глубокой древности был использован простейший способ применения ее в живописном деле, заключающийся в непосредственном смешении ее в виде гашеной извести с красками. Многое в этом отношения уяснил химический анализ, раскрывший, что уже в древней Греции пользовались известью и ее соединениями с клеем и казеином в живописи и окраске зданий, причем некоторые исследователи полагают, что здесь же применялась и живопись по свежей известковой штукатурке.
5. В начале работы не кладем больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок кладем в тени этого предмета.

Это применение универсального правила: искать в разном подобие, а в подобном - разницу(см. занятие 7 из раздела "тоновой рисунок").Таким образом, если мы кладем один мазок в тени, а другой мазок на свету в одном предмете, мы ищем разницу в подобном. А если сравниваем тень на одном предмете с тенью на другом - ищем подобие в разном. Ни в коем случае нельзя писать ободки на посуде и тому подобное одной линией! В таких ободках как раз содержится огромное количество градаций - ведь каждая часть ободка повернута к свету под своим углом.
6. Сначала работаем в середине рисунка, там где соседствует наибольшее число тоновых отношений, и постепенно приходим к краям изображения. Когда мы сделаем первую проходку, в которой ни один мазок не кладется вплотную к другому, возвращаемся опять к середине листа. Теперь мазки второй проходки кладем вплотную к высохшим мазкам первой. С каждой проходкой белой бумаги между мазками остается все меньше, пока все пространство рисунка не окажется покрыто мазками краски. Блики на глянцевых поверхностях оставим белыми.
7. Мазок можно класть по форме так же как и штрих (см. занятие 5 из раздела "тоновой рисунок"). На границах формы мазок лучше класть вдоль линии - это поможет сохранить рисунок.
8. Когда прорабатываются такие детали как отверстие ручки чашки, следует класть тон параллельно как в отверстии, внутри ручки, так и снаружи. Надо следить за тем чтобы тон внутри ручки и снаружи не отличался. В противном случае отверстие не будет восприниматься.
9. Светлые предметы легко можно сделать слишком темными. Их следует писать тогда, когда когда будет написано их окружение - так легче взять правильный тон.

Начинающему художнику необходимо усвоить рисунок, «под живопись» точно так же, как совершенно необходимо получить основательную подготовку в рисунке вообще и в использовании его технических возможностей.
Примеры решения задач Лекции по физике, математике, информатике Мастерская живописи и рисунка