В наиболее сложном виде работа над ракурсом, придающим особую выразительность и красоту композиции, выявляется в изображении человеческой фигуры. Фигуру нужно рисовать целиком, насквозь, если она загорожена каким- либо предметом

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

Теперь, когда из материала второго занятия нам известны практически все основные способы промеров, надо сделать одну очень существенную поправку: промеры мы будем делать только после того как уже сделаем построение на бумаге. Т.е., промеры должны служить для проверки нарисованного "на глазок" (с соблюдением всех построений). В противном случае не будет развиваться глазомер.
Довольно часто случающаяся ошибка в конструктивном рисунке - наклон вертикальных линий влево или вправо (зависит от чисто механических особенностей движения руки). Этот момент требует постоянного контроля. Чтобы обнаружить ошибку достаточно поглядеть на свой рисунок в зеркало - искажения сразу становятся явными. Также полезно время от времени отходить подальше и смотреть на свой рисунок издали - так легче увидеть ошибки в пропорциях.
На третьем занятии мы выполним конструктивный рисунок бутылки - тела вращения - и кружки.
В основе кружка тоже тело вращения, но ручка делает ее телом двусторонней симметрии.
Из всего предлагаемого к исполнению объяснения требует
построение ручки кружки.
Начнем с того что построим цилиндр тела кружки.
Далее надо выяснить, каким образом плоскость симметрии рассечет этот цилиндр. Как известно из геометрии, задать плоскость можно либо по трем точкам, либо по прямой и точке.
Прямой, через которую неизбежно пройдет плоскость симметрии, будет ось вращения цилиндра тела кружки. В качестве точки возьмем середину ручки в месте ее входа в цилиндр.
В рассматриваемом здесь случае прикрепление ручки вверху совпадает с верхней плоскостью цилиндра.
Если ручка находится ниже, то просто делается линия связи по вертикали от середины входа ручки до пересечения этой вертикали с верхней плоскостью цилиндра.

Теперь построим след от пересечения цилиндра плоскостью симметрии.

Изобразительный прием, называемый нами абстрактным художественным методом, входил в системы многих художников и имеет на самом деле долгую художественную историю. Мы обнаруживаем подобный подход в арабской и китайской каллиграфии, японской керамике, в орнаменте, а так же в некоторых формах примитивного искусства, явившегося источником вдохновения для художественных поисков ХХ века как в Европе (например, русское народное искусство для художников русского авангарда, примитивное искусство Северной Африки для художников “Де Сталь”, a также для Пауля Клее и Аугуста Макке, так и в Америке (живопись северо-американских индейцев, колумбийская тотемная скульптура и резьба по дереву Океании

Теперь надо построить ломанную линию середины ручки. Это делается по направлениям. Но, чтобы выяснить направление первого отрезка относительно верхней плоскости цилиндра, надо заглянуть на кружку сбоку (просто подойти сбоку и заглянуть). В нашем случае отрезок совпадает с верхней плоскостью цилиндра, а значит и с линией пересечения этой плоскости плоскостью симметрии.

Далее по направлениям достраиваем среднюю линию ручки до входа ее в цилиндр внизу.
Следующее построение - построение ширины ручки. Линии ширины или линии переломов будут перпендикулярны плоскости симметрии, что очевидно при взгляде сверху.

Но мы видим эту конструкцию в произвольном повороте. Однако это не так сложно как кажется. Так же как и на виде сверху мы можем задать этот перпендикуляр как касательную к верхней окружности цилиндра в точке ее пересечения с линией середины ручки. Только на рисунке это будет касательная к эллипсу. Как известно, через одну точку на эллипсе можно провести только одну касательную.
В этом же направлении построим линии переломов ручки до входа в цилиндр снизу.
Теперь на линиях переломов симметрично от средней линии отложим ширину ручки по половине влево и вправо, а затем соединим найденные точки. Таким образом мы получаем конструкцию ручки кружки.
Обратите внимание: хотя мы откладывали ширину везде одинаково, разность поворота плоскостей из которых состоит ручка видна как неодинаковость ширины.

При самостоятельной работе постарайтесь предмет аналогичный кружке подобрать именно с плоской ручкой.

Цветовая характеристика натуры может потребовать увеличения одной и уменьшения другой массы, решительной правки пропорций. Нередко художник правит этюд, обмакнув кисть вновь в коричневую краску и рисуя прямо по красочному слою.
Примеры решения задач Лекции по физике, математике, информатике Мастерская живописи и рисунка