Изображение ракурса во всевозможных его проявлениях вырабатывает умение смело и выразительно решать сложные пластические задачи.

Техника рисунка обнаженной фигуры

Целью задания является ознакомление учащихся с рисунком обнаженной фигуры. Ученики должны практически усвоить способы построения стоящей фигуры, основываясь на знании пластической анатомии (в объеме учебной программы).

Преподаватель со своей стороны дает ученикам соответствующие разъяснения анатомического строения человеческой фигуры, демонстрируя это строение на скелете, экорше и живой натуре.

Позирующий натурщик должен иметь хорошее сложение и ясно выраженную мускулатуру. Он стоит на подиуме (примерная высота 30—40 см) лицом к рисующим в спокойной позе, опираясь на одну ногу.

Ученики рассаживаются полукругом на расстоянии от модели не меньшем чем два-три ее роста. Колыбелью этой перемены была Италия, где искусство впервые нарушило пределы ренессансных правил, но новая ориентация художественной фантазии стала глубже и богаче во второй половине века вне Италии — прежде всего в Нидерландах, во Франции, в Испании.

Наличие подиума и указанное расстояние дадут возможность рисующим видеть всю модель с головы до следков ног без перспективных сокращений.

Модель освещается верхнебоковым не очень сильным светом. Важно, чтобы были хорошо освещены ноги натурщика.

Натурщик стоит на расстоянии одного-двух метров от стены, окрашенной в светло-серый цвет. Стена освещается дополнительно боковым светом, при котором будут наиболее четко читаться формы фигуры. Несколько поодаль для анатомических справок ставится человеческий скелет. Рисунок исполняется без фона.

В качестве дополнительных учебных пособий рекомендуется использовать анатомическое экорше Гудона, а также альбом «Анатомические рисунки русских художников».

1-й этап — компоновка

Модель рисуют в трех поворотах: в фас или в три четверти, сзади и почти в профиль. Все три рисунка выполняются на одном листе.

Чтобы удобнее было сравнивать рисунки учеников, а также для того, чтобы степень сложности работы была для всех одинакова, преподаватель заранее определяет размер изображения. Ввиду того что модель должна быть нарисована в разных поворотах, учащимся нужно заранее учесть последовательность изображений на листе. В остальном задача композиционного размещения рисунков решается довольно просто. Три стоящие фигуры, очевидно, нужно расположить рядом по широкой стороне листа. При определении местоположения фигур сначала следует определить, где будут находиться ноги каждой фигуры, прежде всего обращая внимание на расстояния между фигурами и на ширину остающихся полей листа. Вслед за тем легко намечаются штрихами общие массы фигур с учетом будущей позы и движения каждой фигуры.


Все предметы находятся в пространстве, они окутаны им, гармонично в него вписываются и подчиняются его законам. В самом простеньком натюрморте нужно воспринимать не отдельные предметы, а целый ансамбль, созвучие линий и форм.
Примеры решения задач Лекции по физике, математике, информатике Мастерская живописи и рисунка